19 ^ 4.5. Экспериментальные переменные и способы их контроля Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явле]ний, А и В. Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явления]ми. Первый признак разделенность причины и следствия во времени и предше]ствование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями та]кого вывода, ибо не всегда предшествующее событие причина последующего. Отлет гусей на юг отнюдь не является причиной выпадения снега через месяц. Вто]рой признак наличие статистической связи между двумя переменными (причи]ной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровож]даться изменением величины другой. Иначе говоря, между переменными должна наблюдаться либо линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллек]та и школьной успеваемостью, либо нелинейная корреляция, как между уровнем активации и степенью эффективности научения (закон Йеркса Додсона). Наличие корреляции недостаточное условие для вывода о причинно-след]ственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной. Третий признак причинно-следственная связь регистрируется, если экспе]риментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явле]ния В исключены. Проверка экспериментальной гипотезы о причинной связи двух явлений произ]водится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую при]чину: она выступает в качестве экспериментального воздействия, а следствие изменение состояния объекта регистрируется с помощью какого-либо измери]тельного инструмента. Экспериментальное воздействие служит для изменения независимой переменной, которая является непосредственной причиной изменения зависимой переменной. Так, экспериментатор, предъявляя испытуемому сигналы различной околопороговой громкости, изменяет его психическое состояние ис]пытуемый либо слышит, либо не слышит сигнал, что приводит к различным мотор]ным или вербальным ответам («да» «нет», «слышу» «не слышу»). Внешние («прочие») переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные пере]менные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению не]надежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. При проверке частной гипотезы уровень до]полнительной переменной должен соответствовать ее уровню в изучаемой реально]сти. Например, при изучении связи уровня развития непосредственного и опосредо]ванного запоминания дети должны быть одного возраста. Возраст в этом случае дополнительная переменная. Если же проверяется общая гипотеза, то эксперимент проводится при разных уровнях дополнительной переменной, т.е. с участием групп детей разного возраста, как в известных экспериментах А. Н. Леонтьева по изуче]нию развития опосредованного запоминания. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется «ключевой». Контрольной переменной на]зывается дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте стано]вится второй основной. Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внеш]ние (побочные) переменные. Исследователи различают разные виды независимой переменной: качественную («есть подсказка» «нет подсказки»), количественную (уровень денежного возна]граждения). Среди зависимых переменных выделяются базисные. Базисная переменная единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние независимая переменная. Какие независимые, зависимые и внешние переменные встречаются при проведении психологического эксперимента? ^ 4.5.1 Независимая переменная Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, назы]вают чистым экспериментом. Но чаще всего в ходе эксперимента, варьируя одну переменную, экспериментатор изменяет вместе с тем ряд других. Это изменение может быть вызвано действием экспериментатора и обусловлено связью двух пере]менных. Например, в эксперименте по выработке простого двигательного навыка он наказывает испытуемого за неудачи электрическим током. Размер наказания может выступать в качестве независимой переменной, а скорость выработки навыка зависимой переменной. Наказание не только закрепляет у испытуемого соответ]ствующие реакции, но и порождает у него ситуативную тревогу, которая влияет на результаты увеличивает число ошибок и уменьшает скорость выработки навыка. Центральная проблема при проведении экспериментального исследования выделение независимой переменной и ее изоляция от других переменных. В качестве независимых переменных в психологическом эксперименте могут выступать: 1) характеристики заданий; 2) особенности ситуации (внешние условия); 3) управляемые особенности (состояния) испытуемого. Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют чет]вертый вид переменных константные характеристики испытуемого (интел]лект, пол, возраст и т. д.), но, на мой взгляд, они относятся к дополнительным пере]менным, поскольку на них нельзя воздействовать, а можно лишь учесть их уровень при формировании экспериментальных и контрольных групп. Характеристика задания то, чем может манипулировать экспериментатор бо]лее или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экс]периментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьи]ровать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербаль]ный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьиро]вать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь
5.28 Mb.Название страница19/48Дата конвертации23.10.2012Размер5.28 Mb.Тип источник
4.5. Экспериментальные переменные и способы их контроля - В. Н. Дружинин экспериментальная психология
Комментариев нет:
Отправить комментарий